Самоучитель по AutoCAD

 

Построение линий


Линия в AutoCAD является базовым примитивом. Линии бывают различного рода.— одиночные отрезки, ломаные (с сопряжениями дугами или без них), пучки параллельных линий (мультилинии), а также эскизные. Линии рисуют, задавая координаты точек, свойства (тип, цвет и др.), значения углов.

Отрезок


Команда LINE формирует отрезок и вызывается из падающего меню Draw > Line или щелчком мыши по пиктограмме Line на панели инструментов Draw.
Отрезки могут быть одиночными или объединенными в ломаную линию. Несмотря на то что сегменты соприкасаются в конечных точках, каждый из них представляет собой отдельный объект. Отрезки используются, если требуется работа с каждым сегментом в отдельности; если же необходимо, чтобы набор линейных сегментов представлял единый объект, лучше применять полилинии.
Последовательность отрезков может быть замкнутой — в этом случае конец последнего сегмента совпадает с началом первого.
Запросы команды LINE:
Specify first point: — указать первую точку
Specify next point or [Undo]: — указать следующую точку
Specify next point or [Undo]: Specify next point or [Close/Undo]: Specify next point or [Close/Undo]:
Запросы команды LINE организованы циклически. Это означает, что при построении непрерывной ломаной линии конец предыдущего отрезка служит началом следующего. При перемещении к каждой следующей точке за перекрестьем тянется «резиновая нить». Это позволяет отслеживать положение строящегося отрезка ломаной линии. При этом каждый отрезок ломаной линии представляет собой отдельный примитив. Цикл заканчивается после нажатия клавиши Enter в ответ на очередной запрос Specify next point or [Close/Undo] :. К аналогичному результату приведет щелчок правой кнопкой мыши с последующим выбором пункта Enter из появившегося контекстного меню (рис. 5.12).



Рис. 5.12. Контекстное меню Ключи команды LINE:

  •  Close— замкнуть ломаную;
  •  Undo — отменить последний нарисованный отрезок.


Прямая и луч


В AutoCAD 2005 допускается построение линий, не имеющих конца в одном или в обоих направлениях. Такие линии называются соответственно лучами и прямыми. Их можно использовать в качестве вспомогательных при построении других объектов.
Наличие бесконечных линий не изменяет границ рисунка. Следовательно, бесконечные линии не влияют на процесс зумирования и на видовые экраны. Прямые и лучи разрешается перемещать, поворачивать и копировать таким же образом, как и любые другие объекты. Бесконечные линии обычно строятся на отдельном слое, который перед выводом на плоттер можно заморозить или отключить.
Команда XLINE, формирующая прямую, вызывается из падающего меню Draw > Construction Line или щелчком мыши по пиктограмме Construction Line на панели инструментов Draw.
Прямые могут располагаться в любом месте трехмерного пространства. Существуют различные способы установки ориентации прямой.
По умолчанию прямая строится путем указания двух точек, задающих ее ориентацию.
Первая точка называется корневой — это условная середина прямой.
Запросы команды XLINE:
Specify a point or [Hor/Ver/Ang/Bisect/Offset]:
Specify through point:
Specify through point:
Ключи команды XLINE:

  •  Ноr — построение горизонтальной прямой, проходящей через заданную точку;
  •  Ver — построение вертикальной прямой, проходящей через заданную точку;
  •  Ang — построение прямой по точке и углу. Есть два способа задать угол для построения прямых. Можно либо выбрать опорную линию и указать угол между нею и прямой, либо (для построения прямой, лежащей под определенным углом к горизонтальной оси) указать угол и точку, через которую должна проходить прямая. Построенные прямые всегда параллельны текущей ПСК;
  •  Bisect — по точке и половине угла, заданного тремя точками. При этом создается прямая, делящая какой-либо угол пополам. Нужно указать вершину угла и определяющие его линии;
  •  Offset — по смещению от базовой линии. При этом создается прямая, параллельная какой-либо базовой линии. Следует задать величину смещения, выбрать базовую линию, а затем указать, с какой стороны от базовой линии должна проходить прямая.


Команда RAY, формирующая луч, вызывается из падающего меню Draw > Ray или щелчком мыши по пиктограмме Ray на панели инструментов.
Луч представляет собой линию в трехмерном пространстве, начинающуюся в заданной точке и уходящую в бесконечность. В отличие от прямых, бесконечных с обеих сторон, луч не имеет конца только в одном направлении. Использование лучей вместо прямых помогает избежать загромождения рисунка.
Как и прямые, лучи игнорируются командами, с помощью которых рисунок в его границах выводится на экран.
Запросы команды RAY:
Specify start point:—указать первую точку
Specify through point:—указать точку, через которую проходит луч

Полилиния


Команда PLINE, формирующая полилинию, вызывается из падающего меню Draw > Polyline или щелчком мыши по пиктограмме Polyline на панели инструментов Draw.
Полилиния представляет собой связанную последовательность линейных и дуговых сегментов и обрабатывается системой как графический примитив. Полилинии используют, если требуется работа с набором сегментов как целым, хотя допускается их редактирование по отдельности. Можно задавать ширину или полуширину отдельных сегментов, сужать полилинию или замыкать ее.
При построении дуговых сегментов первой точкой дуги является конечная точка предыдущего сегмента. Дуги описываются путем указания угла, центра, направления или радиуса. Кроме того, дугу можно построить, указав вторую и конечную точки.
Запросы команды PLINE:
Specify start point:—указать первую точку
Current line-width is 0.0000 — текущая ширина полилинии равна 0,0000
Specify next point or [Arc/Halfwidth/Length/Undo/Width]: —указать следующую точку
Specify next point or [Arc/Close/Halfwidth/Length/Undo/Width]:
Запросы команды PLINE организованы циклически. Цикл заканчивается после нажатия клавиши Enter в ответ на очередной запрос команды. К аналогичному результату приводит щелчок правой кнопкой мыши с последующим выбором пункта Enter в появившемся контекстном меню.
Ключи команды PLINE:

  •  Arc — обеспечивает переход в режим дуг;
  •  Close — замыкает полилинию отрезком. Замыкающий отрезок существенно отличается от обычного, проведенного от конечной точки к начальной. Они по-разному обрабатываются при редактировании и сглаживании полилиний, а также при подрезке углов стыков широких сегментов. Практически всегда предпочтительно использовать замыкающие отрезки;
  •  Half width — позволяет задать полуширину, то есть расстояние от осевой линии широкого сегмента до края;
  •  Length — задает длину сегмента, созданного как продолжение предыдущего в том же направлении;
  •  Undo — отменяет последний созданный сегмент;
  •  Width — позволяет задать ширину последующего сегмента. AutoCAD запрашивает начальную и конечную ширину. Введенное значение начальной ширины автоматически предлагается установить значением конечной ширины по умолчанию. Начальная и конечная точки широких линейных сегментов лежат на оси полилинии. Обычно угловые стыки смежных широких сегментов полилинии подрезаются; исключение составляют случаи, когда линейные сегменты не являются касательными к смежным дуговым сегментам, а также если углы схождения очень острые или при использовании штрихпунктирных линий.


При переходе команды PLINE в режим дуг запрос меняется следующим образом:
Specify next point or [Arc/Halfwidth/Length/Undo/Width]: ARC— переход в режим построения дуг
Specify endpoint of arc or
 [Angle/Center/Close/Direction/Halfwidth/Line/Radius/Second pt/Undo/Width]:
Ключи команды PLINE в режиме построения дуг:

  •  Angle — ввести центральный угол. По умолчанию дуга отрисовывается против часовой стрелки. Если требуется отрисовка дуги по часовой стрелке, необходимо задать отрицательное значение угла;
  •  CEnter — указать центр дуги;
  •  CLose — замкнуть дугой;
  •  Direction — задать направление касательной;
  •  Half width — определить полуширину полилинии;
  •  Line — перейти в режим построения отрезков;
  •  Radius — ввести радиус дуги;
  •  Second pt — указать вторую точку дуги по трем точкам. Если дуга не является первым сегментом полилинии, то она начинается в конечной точке предыдущего сегмента и по умолчанию проводится по касательной к нему;
  •  Undo — отменить последнюю точку;
  •  Width — определить ширину полилинии.


Заметим, что дуговые сегменты полилинии задаются любым из способов, характерных для команды формирования дуги ARC — см. соответствующий раздел данной главы.
Кроме того, такие сегменты можно построить, задав радиус, центральный угол и направление хорды. Это единственный случай, когда дуга, предлагаемая по умолчанию, не строится по касательной.

Пример 5.8. Построение полилинии с установкой толщины


Постройте полилинию, изображенную на рис. 5.13. Запустите команду PLINE, вызвав ее из падающего меню Draw > Polyline или щелкнув мышью по пиктограмме Polyline на панели инструментов Draw.
Ответьте на запросы:
_PLINE
Specify start point: 40,10—точка1
Current line-width is 0.0000
Specify next point or
[Arc/Halfwidth/Length/Undo/Width]: W — переход в режим установки ширины полилинии
Specify starting width <0.0000>: 0.5 — стартовая ширина
Specify ending width <0.5000>: 0.5 — конечная ширина
Specify next point or
[Arc/Halfwidth/Length/Undo/Width]: 50,12 — точка 2
Specify next point or
[Arc /Close/Halfwidth/Length/Undo/Width]: W — переход в режим установки ширины полилинии
Specify starting width <0.5000>: 3 — стартовая ширина
Specify ending width <3.0000>: 0 — конечная ширина
Specify next point or
[Arc/Close/Halfwidth/Length/Undo/Width]: 60,14 — точка 3
Specify next point or
[Arc/Close/Halfwidth/Length/Undo/Width]: — для завершения команды нажать клавишу Enter



Рис. 5.13. Построение полилинии с установкой толщины

Пример 5.9. Построение полилинии в режиме дуг


Постройте полилинию, изображенную на рис. 5.14.
Запустите команду PLINE, вызвав ее из падающего меню Draw > Polyline или щелкнув мышью по пиктограмме Polyline на панели инструментов Draw.
Ответьте на запросы:
_PLINE
Specify start point: 40,8 —точка 1
Current line-width is 0.0000
Specify next point or [Arc/Halfwidth/Length/Undo/Width]: W — переход в режим установки ширины полилинии
Specify starting width <0.0000>: 0 — стартовая ширина
Specify ending width <0.0000>: 5 — конечная ширина
Specify next point or [Arc/Halfwidth/Length/Undo/Width]: A — переход в режим построения дуги
Specify endpoint of arc or
[Angle/Center/Close/Direction/Halfwidth/Line/Radius/Second pt/ Undo/Width]: A — переход в режим задания углом
Specify included angle: 60 —.величинаугла2
Specify endpoint of arc or [CEnter/Radius] : СЕ — переход в режим указания центра
Specify center point of arc: 40,24 —центра дуги3
Specify endpoint of arc or
[Angle/Center/Close/Direction/Halfwidth/Line/Radius/Second pt/Undo/Width]: 65,8 — конечная точка дуги 4
Specify endpoint of arc or
Angle/Center/Close/Direction/Halfwidth/Line/Radius/Second pt/ Undo/Width] : — для завершения команды нажать клавишу Enter



Рис. 5.14. Построение полилинии в режиме дуг

Мультилиния


Команда MLINE, формирующая мультилинию, вызывается из падающего меню Draw > Multiline или щелчком мыши по пиктограмме Multiline на панели инструментов.
Мультилиния состоит из пучка параллельных линий, называемых ее элементами (рис. 5.15). Чтобы расставить элементы, необходимо указать смещение каждого из них относительно исходной точки. Можно создавать и сохранять стили мультилиний или же пользоваться стилем по умолчанию (мультилиния из двух элементов). Для каждого элемента задаются цвет и тип линии; соответствующие вершины элементов соединяются отрезками. Мультилинии могут иметь торцевые ограничители различного вида, например отрезки или дуги.



Рис. 5.15. Примеры мультилиний Запросы команды MLINE:

Current settings: Justification = Top, Scale = 20.00, Style = STANDARD — текущие настройки: расположение, масштаб, стиль
Specify start point or [Justification/Scale/STyle] : —указать начальную точку
Specify next point:—указать следующую точку
Specify next point or [Undo]:
Specify next point or [Close/Undo]:
Specify next point or [Close/Undo]:
Ключи команды MLINE:

  •  Justification — определение положения точки начала черчения: Тор — верх, Zero — центр, Bottom — низ. Линия проходит соответственно с максимальным положительным, с нулевым или максимальным отрицательным смещением от заданной точки;
  •  Scale — коэффициент масштабирования. Смещение между линиями равняется заданному коэффициенту, умноженному на величину Offset, определенную в стиле;
  •  Style — выбор стиля.


При построении мультилиний используется стиль мулътшшнии. Он создается в диалоговом окне Multiline Styles, которое вызывается из падающего меню Format > Multiline Style... (рис. 5.16). Щелчком мыши по кнопке Load... можно загрузить существующий стиль; сохранить вновь созданный на диске — нажатием кнопки Save..., добавить свой — нажатием кнопки Add. Имя добавляемого стиля должно быть задано в текстовом поле Name:.
По умолчанию используется стиль STANDARD.



Рис. 5.16. Диалоговое окно создания стилей мультилинии

Свойства элементов мультилинии определяются в диалоговом окне Element Properties (рис. 5.17):

  •  в области Offset определяется смещение линий мультилинии друг относительно друга;
  •  нажатие кнопки Linetype... выводит на экран диалоговое окно определения типа линии;
  •  нажатие кнопки Color... загружает диалоговое окно определения цвета каждой линии.



Рис. 5.17. Диалоговое окно определения свойств элемента мультилинии

Свойства мультилинии определяются в диалоговом окне Multiline Properties (рис. 5.18):

  •  в области Fill установкой флажка On обеспечивается заполнение мультилинии цветом;
  •  в области формирования торцов Caps определяется вид концевых элементов;
  •  в поле Angle определяется величина угла наклона концевого элемента к мультилинии.


По умолчанию используется файл стиля с именем acad.mln.



Рис. 5.18. Диалоговое окно определения свойств мультилинии

Системная переменная CMLSTYLE содержит имя текущего стиля мультилинии.

Многоугольник


Команда POLYGON, обеспечивающая формирование правильного многоугольника, вызывается из падающего меню Draw > Polygon или щелчком мыши по пиктограмме Polygon на панели инструментов Draw.
Многоугольники представляют собой замкнутые полилинии; они могут иметь от 3 до 1024 сторон равной длины. Многоугольник можно построить, либо вписав его в воображаемую окружность, либо описав вокруг нее, либо задав начало и конец одной из его сторон. Так как длины сторон многоугольников всегда равны, с их помощью легко строить квадраты и равносторонние треугольники.
Запросы команды POLYGON:
Enter number of sides < default >:— указать число сторон
Specify center of polygon or [Edge] : —указать центр многоугольника
Ключи команды POLYGON:

  •  Edge — указание одной стороны. При использовании этого ключа команда POLYGON выдает следующие запросы:
  •  Specify first endpoint of edge: — указать первую конечную точку стороны
  •  Specify second endpoint of edge:— указать вторую конечную точку стороны


При указании центра многоугольника команда POLYGON выдает следующие запросы:
Enter an option [Inscribed in circle /Circumscribed about circle] < I >: — задать опцию размещения
Specify radius of circle:—задать радиус окружности где:

  •  Inscribed in circle — формирование многоугольника, вписанного в окружность;
  •  Circumscribed about circle — формирование многоугольника, описанного вокруг окружности.


Вписанные многоугольники строятся, когда известно расстояние между центром многоугольника и его вершинами. Описанные многоугольники — когда известно расстояние между центром многоугольника и серединами его сторон. В обоих случаях это расстояние совпадает с радиусом окружности.
Пример 5.10. Построение многоугольника по известной стороне
Постройте квадрат, если известна его сторона, расположенная между точками 1 и 2 (рис. 5.19).
Запустите команду POLYGON, вызвав ее из падающего меню Draw > Polygon или щелкнув мышью по пиктограмме Polygon на панели инструментов Draw. Ответьте на запросы:
_POLYGON
Enter number of sides <10>: 4 — количество сторон
Specify center of polygon or [Edge]: E — переход в режим указания квадрата стороной
Specify first endpoint of edge: 60,80 — точка 1
Specify second endpoint of edge: 60,20 — точка 2



Рис. 5.19. Построение многоугольника по известной стороне

Пример 5.11. Построение многоугольника, вписанного в окружность


Постройте пятиугольник, вписанный в окружность (рис. 5.20).
Запустите команду POLYGON, вызвав ее из падающего меню Draw > Polygon или щелкнув мышью по пиктограмме Polygon на панели инструментов Draw. Ответьте на запросы:
_POLYGON
Enter number of sides <4>: 5 — количество сторон
Specify center of polygon or [Edge]: 120,60 — центр пятиугольника
Enter an option [Inscribed in circle/Circumscribed about circle] < I >: I — переход в режим формирования многоугольника, вписанного в окружность
Specify radius of circle: 50 — радиус окружности



Рис. 5.20. Построение вписанного многоугольника

Пример 5.12. Построение многоугольника, описанного вокруг окружности


Постройте треугольник, описанный вокруг окружности (рис. 5.21).
Запустите команду POLYGON, вызвав ее из падающего меню Draw > Polygon или щелкнув мышью по пиктограмме Polygon на панели инструментов Draw.
Ответьте на запросы:
_POLYGON
Enter number of sides <4>: 3 — указать количество сторон
Specify center of polygon or [Edge]: 120,60 — указать центр треугольника
Enter an option [Inscribed in circle/Circumscribed about circle] <I>: С — переход в режим формирования многоугольника, описанного вокруг окружности
Specify radius of circle: 50 — радиус окружности



Рис. 5.21. Построение описанного многоугольника

Эскиз


Команда SKETCH, обеспечивающая рисование эскиза, вызывается из командной строки.
Эскизы состоят из множества прямолинейных сегментов. Каждый сегмент представляет собой либо отдельный объект, либо отрезок полилинии. Имеется возможность задавать минимальную длину, или приращение сегментов.
Эскизное рисование используется при формировании линий неправильной формы и при снятии копий с помощью дигитайзера. Состоящие из множества маленьких линейных сегментов эскизы позволяют рисовать с достаточно высокой точностью, но при этом резко возрастает объем файла рисунка. Поэтому данное средство следует применять только в крайнем случае.
При эскизном рисовании устройство указания используется как перо. После щелчка перо «опускается» и рисует на экране; следующий щелчок приводит к «подъему» пера и прекращению рисования.
Запросы команды SKETCH:
Record increment <default>: — приращение сегментов
Sketch. Pen eXit Quit Record Erase Connect.
Перед началом эскизного рисования следует убедиться, что системная переменная CELTYPE задает тип линии Continuous. Если рисуется линия, включающая в себя точки или штрихи, а величина приращения меньше длины точки или штриха, эти элементы не будут видны на рисунке.
Кроме того, при эскизном рисовании рекомендуется отключать режимы ORTHO и SNAP, иначе результаты могут быть непредсказуемы.